Чтобы выработать в себе это чувство, нужно помнить: всякая хорошая речь (не
только публичная) — это общение со слушающим, поэтому нужно научиться говорить не
слушателям, а со слушателями. «... Коммуникативность речи, или ораторское чувство
аудитории проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с
говорящим: еще при выходе оратора на трибуну и в начале его выступления слушатели
чувствуют, что сейчас будут говорить с ними, что человеку есть что сказать и что он рад
поделиться своими мыслями и знаниями со всеми присутствующими» (21, 106).
Существует три средства, с помощью которых этот эффект достигается:
1) разговорность речи;
2) зрительный контакт;
3) голосовой контакт.
Разговорность речи как средство установления контакта с аудиторией
Естественный, разговорный стиль в настоящее время является самым эффективным
стилем публичной речи, тогда как в недавнем прошлом публичная речь выглядела как
хорошо подготовленный спектакль. Психологи утверждают, что именно естественность
поведения притягательны в человеке. Непринужденность свидетельствует о комфортном
состоянии говорящего, которое передается и слушающему.
Чем отличается разговорная речь от кодифицированного литературного языка?
Исследователи отмечают, что существеннейшей особенностью разговорной речи является
«неофициальность ситуации, в которой она возникает, незапланированность разговорной
речи, «равноправие» говорящего и адресата в ситуации общения»(21, 107).
Это совсем не значит, что оратор не должен готовиться к выступлению. Он должен
научиться имитировать разговорную речь. Эта имитация вызывает у слушателей иллюзию
естественного, непринужденного общения.
Несколько советов, как научиться имитировать разговорную речь:
1. Старайтесь, чтобы фразы были как можно короче. Помните, что сложные конструкции
— принадлежность письменной речи. Их трудно воспринимать на слух, в них легко
запутаться самому оратору.
2. Избегайте официально-деловых штампов, книжных устойчивых оборотов. Особенно
опасно употребление штампов в начале речи, так как у слушателя пропадает интерес к
теме, не возникает желания вступать в контакт.
3. «Представьте себе, что вы сообщаете содержание вашего выступления близкому
приятелю, знакомому в личной беседе. Не говорите в пространство, адресуясь к
анонимному, «обобщенному» слушателю. Если вы стоите перед аудиторией, постарайтесь
не думать: «Я делаю доклад» или: «Я выступаю», «Я отвечаю на вопрос» и т. п. Обратите
внимание на то, что перед вами сидят живые люди, которые хотят услышать что-нибудь
интересное... Аудитория — это не многоголовое чудовище, даже если она многочисленна.
Постарайтесь поставить себя на место слушателя вашей речи... Говорите с живыми,
реальными людьми, дайте себе труд их разглядеть, и они будут благодарны за внимание к
ним, попытку учесть их положение слушателей (обрекающее их на неподвижность и
молчание, что не так просто выдержать, если речь выступающего скучна), за всякое
старание сделать речь интересной, легко воспринимаемой.