Требования к поведению говорящего
Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его
личность и поведение имеют определенные особенности. «Мы слушаем не речь, а
человека, который говорит», — гласит риторика.
«Говори, чтобы я мог узнать тебя», — сказал Сократ. Большое внимание тому,
какое впечатление производит личность говорящего на слушателей, уделял Аристотель:
«Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том
случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему,
потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет
ничего ясного и где есть место колебанию, — и подавно» (Риторика: Книга первая)
Эллины, так же как и Аристотель, считали, что речь звучит для аудитории
убедительней, если оратор известен как человек добродетельный; но она еще более
действенна, когда нравственный авторитет говорящего завоевывается каждый раз
заново в процессе выступления. «Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и
Фокиона, говорит, что первый был величайший, но второй, зато самый искусный. Он
воздействовал на слушателей не только силой речи, но и безукоризненностью жизни,
понимая, что «одно единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе
доверие, весит больше иных пространственных доводов» (Плутарх. Сравнительное
жизнеописание в трех томах. — М., 1964.- Т.III).
Римский ритор, теоретик риторической педагогики Квинтилиан обобщил эти
требования к личности оратора в следующем совете: если хочешь быть хорошим
оратором, стань сначала хорошим человеком.
Конечно, эта рекомендация носит весьма общий характер. Конкретнее сказал
Аристотель: «Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть
именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, — это разум,
добродетель и благорасположение. Если, таким образом, слушателям кажется, что оратор
обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие».
(Риторика: Книга вторая).
Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства
личности оратора, что и античные источники:
1. обаяние;
2. артистизм;
3. уверенность;
4. дружелюбие;
5. искренность;
6. объективность; 7. заинтересованность, увлеченность.
|