Кто же такие софисты и почему рождение риторики связывают именно с ними? На
второй вопрос нам ответил русский философ А. Ф. Лосев. «Хотя греки всегда любили
поговорить, — пишет А. Ф. Лосев, — и славились своими проникновенными речами, как
до софистов, так и после них, тем не менее, только софисты стали говорить о силе слова
вполне сознательно и систематически, впервые создавая для этого также и необходимые
предпосылки» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ, Платон. — М.,
1969. — С. 29). Ответ на первый вопрос будем искать, обратившись к истории слов
софист, софизм, софистика. Софистом называют человека, который за тонкостями и
деталями умеет скрыть главное, умеет доказать истинность того, что соответствует его
целям. Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не
обязательно истинное именуют софистикой. Под софизмом понимают логически или в
деталях верное, но по своей сути не истинное суждение. Риторикой пренебрежительно
называют пустое словесное украшательство, уводящее от главного. Появление у этих слов
второго значения, несущего отрицательную оценку, связано с особенностями
мировоззрения софистов. Для софистов все в мире относительно, все субъективно, а сама
жизнь пестра, изменчива и бесконечно разнообразна. То, что было прекрасным для
человека вчера, завтра становится безобразным. Все зависит от его настроения, возраста и
т.д. «Так что же рассуждать? — спрашивает софист Протагор. — Я сказал, что докажу
тождество безобразного и прекрасного…»
Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:
1) Это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для
говорящего — скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его
сознанием можно манипулировать.
2) Риторика софистов — агональная (от греч. аgon — борьба, состязание), т.е.
риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и
поражение другого.
3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их
споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что
удалось доказать.